Главная Интересное Косатка или касатка? Как писать правильно

Косатка или касатка? Как писать правильно

Автор: Анастасия
1123 просм.

Что подтолкнуло меня написать эту статью? На самом деле на создание этого текста меня вдохновил всем нам знакомый и любимый Word. А предыстория такова. Меня попросили написать статью про касаток. Да, именно про касаток, тех, что согласно Википедии, распространены по всему Мировому океану.

И что же оказалось? На самом деле касаток, а про них снято довольно много фильмов, например, «Освободите Вилли», «Смерть среди айсбергов», правильно нужно называть не КАСАТКА, а КОСАТКА. До этого меня этот вопрос, как и многих из вас, волновал мало. Но столкнувшись с ним вплотную, я решила разобраться во всём этом, а заодно и написать статью, чтобы уберечь читателей моего блога от подобных ошибок.

При чём же здесь Word? Всё дело в том, что слово косатка он подчёркивает красной полосой и выдаёт его за ошибку. К тому же предлагает заменить на касатку. Однако здесь текстовый редактор ошибается. Почему? Читайте об этом дальше.

Косатка или касатка. Кто такая косатка

Косатка – это морское млекопитающее, которое относится к отряду китообразных, к подотряду зубатых китов, к семейству дельфиновых. И известные нам косатки – это единственные представители своего рода.

Латинское название косатки orca. Но более популярное название — кит-убийца – косатка получила в XVIII веке, и произошло это по ошибке. Всё дело в том, что какой-то «специалист» неправильно перевёл испанское название этого животного, которое в оригинале означало «убийца китов».

А вот косатка – это русское название этого млекопитающего. Откуда оно появилось? Предположительно слово «косатка» образовалось потому, что спинной плавник самцов по своим очертаниям напоминает косу.

Косатка или касаткаНе узнать косатку сложно, да и спутать с дельфином тоже – эти представители плотоядных дельфиновых отличаются от всех остальных чёрно-белой окраской. Однако белые пятна у косаток строго индивидуальны, и именно это позволяет отличить одну особь от другой и даже давать  имена.

Однако в Тихом океане иногда встречаются косатки без белых пятен, то есть они полностью чёрные. Таких называют меланистами. Но есть и полностью белые косатки – альбиносы.

Чем питаются косатки? Это очень интересный вопрос. Каждая отдельная популяция предпочитает свою пищу. Так, например, одна из популяций косаток из Норвежского моря любит полакомиться сельдью, а вот вторая популяция, которая обитает в том же море, предпочитает на обед ластоногих. При этом «китами-убийцами» справедливо называть только тех косаток, которые называются косатки-бродяги. Именно они предпочитают питаться дельфинами, китами, ластоногими, морскими львами и даже оленями и лосями, которые пытаются переплывать прибрежные каналы. Для того чтобы чувствовать себя в отличном настроении, одна косатка должна съедать в день до 150 кг мяса.

Что же касается нападений на человека, то в естественной среде обитания ни одного достоверного и задокументированного случая не было.

Вот теперь вопрос о том, как правильно писать название «кита-убийцы» — косатка или касатка – больше не возникает. Единственное правильное написание этого слова – КОСАТКА. Теперь осталось разобраться, кто же такая КАСАТКА или это опять ошибка Word?

Косатка или касатка? Кто такая касатка

Косатка или касаткаВ это трудно поверить, но касатка – это деревенская ласточка, которая также носит название ласточка-касатка.  Вес этой птички всего 17–20 грамм, а встретить их можно практически на всей территории земного шара, кроме Австралии и Антарктиды. Ещё одна особенность касатки в том, что она является перелётной птицей.

А теперь представьте себе, что вы пишете статью про «кита-убийцу», но его название печатаете как КАСАТКА? Мне кажется, что ничего нелепее этого представить просто невозможно! Деревенская ласточка, которая обитает в морях и океанах и поедает ластоногих… Поэтому перед хорошим автором вопрос о том, как писать правильно касатка или косатка и в каком случае стоит использовать то или иное слово, стоять не должен.

Или ещё пример. В некоторых чёрно-белых фильмах можно встретить такое обращение к женщине, как касаточка ты моя. Именно касаточка, то есть птичка, а не всё тот же «кит-убийца».

Кстати, я наткнулась и на ещё один очень интересный ответ на вопрос, как правильно писать касатка или косатка. Некоторые считают, что касатка и косатка – это одно и то же слово, писать его можно как через а, так и через о. И обозначает оно только одно животное – кита-убийцу, то есть косатку.

85 комментариев
0

Читайте также:

85 комментариев

Евгений 04.04.2015 - 19:01

Даже не думал, что все время называл не правильно )))

Ответить
Fresgyutync 12.04.2015 - 08:37

Огромное спасибо за объяснение, теперь я не допущу такой ошибки.

Ответить
Анастасия 29.05.2015 - 19:46

Очень рада, что смогла вам помочь!

Ответить
Alex 03.06.2015 - 03:41

Я рыбак,долго проработал на траулерах и сейнерах.На работе в Охотском море,на черном палтусе,придонными сетями,эти сволочи постоянно вырывали куски сетей вместе с запутавшимся в них палтусом.Настолько что от 100 метровой сети в длину и 3 метровой в высоту оставались только верхняя и нижняя подборы (это веревки такие на которых и держится сеть).

Ответить
Екатерина 13.09.2018 - 16:40

Почему же они сволочи? ВЫ и именно ВЫ вторгались в их дом со своими сетями. Неизвестно, сколько косаток погибли от непроходимости кишечника, сглатывая куски сетей. Это их природный инстинкт — охотиться на рыбу. Миллионами лет они делают это. А вот опасаться сетей эволюция не успела научить их. Они беззащитны перед варварским вторжением человека. Так что подумайте — кто в этой истории сволочь? Кто вор в чужом доме?

Ответить
Виктория 06.12.2018 - 07:30

Блестящий ответ! Тут и добавить нечего, апплодирую. Неприятно было читать комментарий товарища, «пострадавшего» от косаток.

Ответить
Ольга Happy 13.07.2015 - 10:05

Какой замечательный у вас ресурс, столько полезной и актуальной информации!

Ответить
Анастасия 14.07.2015 - 20:01

Ольга. спасибо огромное за добрые слова!

Ответить
Виктор 18.03.2017 - 13:46

Анастасия, спасибо Вам за просвещение масс. Мне самому глаз режут ошибки в написании и произношении.
Но, тролли, не умеющие думать и верящие лишь печатному слову из газет, будут утверждать, что правильно писать млекопитающее — касатка ))))

Ответить
Игорь 08.08.2019 - 10:27

То есть, Детская Энциклопедия,Большая Советская Энциклопедия и географические карты это тролли? Были бы вы просто начитанным человеком, глаз бы резало как раз кОсатка, а умели бы думать, как вы тут сетуете, в первую очередь бы поинтересовались : 1. Какое отношение диплом Анастасии имеет к русскому языку? 2. Есть ли он у неё,вообще? 3.Сколько книг она прочитала помимо любовной лирики? 4.Какую ответственность она несет за распространение недостоверной информации. На последний сразу же отвечу —

ни-ка-кой.

Ответить
Александр 08.12.2015 - 02:37

Только про зубатого кита:
1) Детская энциклопедия, 1958г. Касатка. Через «а».
2) БСЭ. Интернет-версия. http://bse.sci-lib.com/article059682.html. «Касатка, водное млекопитающее семейства дельфинов; то же, что косатка.» На слово «косатка» через «о» дана основная статья о животном.
3) Альфред Брем. Жизнь животных. Москва, Терра, 1992. Косатка. Через «о».
4) в научных статьях пишут «косатка». http://cyberleninka.ru/article/n/fauna-kitoobraznyh-akvatorii-komandorskih-ostrovov-retrospektivnyy-analiz-i-sovremennoe-sostoyanie.

Ответить
Галка 28.07.2017 - 17:28

зачем же так грубо. мало ли что где пишут.
посмотрите здесь gramota.ru так как раз написано, что косатка — рыба, касатка — ласточка.

Ответить
Борис Мисюк 02.03.2018 - 12:17

Галка — вроде ж птица. А тут — рыба. Лучше, правда, так — Рыбка! Ну а косатка — кит, не рыба, а млекопитающее.

Ответить
Сергей Зайцев 24.12.2015 - 16:10

Вопрос на засыпку для автора статьи : если «кАсатка — это ласточка», а «кОсатка-это кит-убийца», то почему сейчас все наши военные корабли и подводные лодки называют «типа кАсатка»? Вряд ли ласточка так воинственна ))

Ответить
Алекс 04.09.2017 - 01:24

А почему в москве станцию метро назвали ХорошЁво??? Это всё от большого (или лучше написать большЁго) ума. А про вояк вообще не вспоминайте

Ответить
JUL 21.12.2018 - 15:02

Мнемонически закреплено. Хорошёво — Мнёвники.

Ответить
Борис Мисюк 02.03.2018 - 12:25

С. Зайцеву, засыпателю. Вот это ж и называется ТУПИТЬ. Знаете, как сержант т-ру кипения воды с прямым углом спутал?.. Но тупят, увы, не только вояки, а и составители словарей и даже энциклопедий некоторых. Больше того, даже картографы! На о-ве Итуруп, где некогда разделывали китов, есть с океанской стороны острова залив Косатка, так вот он тоже на картах — через А.

Ответить
Игорь Шароварин 16.02.2016 - 21:15

Русский язык сильно разбавлен заимствованиями (вспомним, что и алфавит нам придумали болгарин и македонец (ну или грек, одним словом) Кирилл и Мефодий).
Корень слова — АС , АССА означает очень хороший меткий самый лучший ВОИН, ОХОТНИК. Да, и слово Осетин сейчас пишется через «О» Но означает оно АСетин, т.е. великолепный воин, охотник.
Так же и в нашем случае, по-русски правильно кОсатка, но исторически, название это возникло в проарийских языках от корня АС. Так как, касатка является непревзойдённым воином охотником, убийцей китов.

Ответить
Николай 07.07.2017 - 14:22

Бред насчёт осетин-асетин. Название осетин им дали грузины. Не нужно писать то, о чем не знаете.

Ответить
Игорь Шароварин 16.02.2016 - 21:27

Кстати, и про ласточку… Про неё тоже можно сказать, что на мошек и комаров ласточка охотится также мастерски как и касатка (косатка). Ласточка — истребитель мошек. Т.е. Ас своего дела.

Ответить
Геннадий 26.02.2016 - 04:58

Кругом Вы пытаетесь вставить свое ,,О» ну какие косы на Курильских островах? Конечно кАсатка.

Ответить
Анатолий 19.04.2016 - 09:34

Какой, к чертям, «плавник в форме косы»? Касатка. Потому что касается носом добычи, прежде чем ее съесть. Предлагаю еще версий накидать.

Ответить
Андрей 20.04.2016 - 00:10

Аргументация восхищает!
«Кит не может быть кАсатка потому, что так называется птичка»…..
Можно тогда вопрос: а как же тогда маленький сухопутный конь — кОнёк и морской кОнёк? Может и их тогда по тому же принципу: на суше кОнёк, а в море кАнёк. А как тогда писать про навершие крыши, которое тоже кОнёк?
Звезды эстрады, морские звезды, звезды на небе — их тоже надо писать по-разному, так как это не одно и то же?

И еще обалденный аргумент: «зоологи пишут кОсатка, поэтому это правильно»…

Тогда давайте вслед за юристами говорить, что «дело возбУждено».

Я уж не говорю, что тогда «пОртфель для докУментов» действительно отличается от «портфЕля для докумЕнтов»…

Но даже если допустить, что такие утверждения справедливы, то к русскому языку они не имеют никакого отношения! Правила правописания определяются устоявшейся практикой словоупотребления и правилами грамматики, но никак не видовой принадлежностью и/или назначением предмета/животного/….

Ответить
Татьяна 29.06.2017 - 22:01

У А.Толстого есть произведение «Касатка». Почитайте. совсем не про китов. Или с Толстым тоже спорить будете?

Ответить
Леон 02.12.2018 - 16:36

100%
из статьи я так и не понял,- ПОЧЕМУ же правильно писать через «О»?
Букв написано много, но вывод — непонятен
Ну а то, что похоже называется ласточка…. хм…. а может потому, что у неё похожая раскраска?

Ответить
Елена 28.02.2019 - 02:57

Абсолютно с Вами согласна!(и про окрас тоже) Аргументов в статье не увидела.Всю жизнь писали кАсатка в обоих случаях(и кита,и ласточку одинаково).Если правописание по каким-то причинам изменилось,то надо хотя бы принять единый вариант во всех изданиях,а не так,как сейчас-в одном источнике пишут через А,в другом-через О,а читатели продолжают спорить и ломать голову,как же правильно.

Ответить
Ulius 20.04.2016 - 13:28

Прикольно, всю жизнь писал касатка и дальше буду…

Ответить
Евгений 20.04.2016 - 15:39

А я вот последнее время начал замечать, что после активизации интернет-жизни и всяких «албанских» языков постепенно меняются слова и их написание…. а куда все лезут проверять? правильно в интернет…. а при оцифровке текстов опять же происходит исправление…. очень много разных спорных моментов — интернет знает не всё — его заполняют люди

Ответить
Анатолий Мозжухин 17.01.2018 - 22:18

Согласен. Так ВелЕмира Хлебникова волюнтаристски переименовали в ВелИмира, не смотря на то, что он на всех своих книгах сам писал ВелЕмир, так называли его друзья, так написал его друг на могиле, и сам Хлебников свой знаменитый манифест “Труба марсиан” (М. [Харьков], 1916) с полным сознанием ответственности так и подписал: «Король времени Велемiр I-й».
Тем не менее при перезахоронении на новой могиле написали ВелИмир Хлебников. Такое неуважение к имени человека просто возмутительно!

Ответить
Борис 21.04.2016 - 01:34

А ведь в советское время писали «касатка».

Ответить
Борис 21.04.2016 - 01:37

Это я про кита

Ответить
Олег 13.07.2016 - 03:36

КАсатка и только кАсатка! Рассуждения притянуты за уши… Не думаю, что поморские рыбаки были хорошо знакомы с косами, чтобы перенести это название на кита из-за схожести спинного плавника с косой. Да и не так уж он похож на косу, кстати… Поддерживаю энциклопедии 1958 года: там таких вольностей в написаниях не допускали!

Ответить
Verent 09.12.2016 - 12:53

Как раз из БСЭ:

Косатка (Orcinus orca), водное млекопитающее семейства дельфиновых. Самцы длиной до 10 м, весят до 8 т, самки длиной до 7 м, весят до 4 т. Окраска спины и боков чёрная, горло белое, на брюхе белая продольная полоса. Над каждым глазом (а у самцов и позади спинного плавника) по белому пятну. Грудные плавники тупые и широкие, спинной плавник высокий (до 1,7 м у самцов и 0,9 м у самок). Зубов 40—52. К. — космополит, встречается от экватора до льдов Арктики и Антарктики; в СССР обычна в водах у Курильской гряды и у Командорских островов; отсутствует в море Лаптевых и Чёрном море. Держится небольшими стадами. Питается рыбой, головоногими моллюсками и морскими млекопитающими; на китов нападает редко (только крупные самцы). К. очень прожорлива, для человека не опасна, может долго жить в неволе — в загонах и океанариях; за сутки съедает до 160 кг рыбы; легко обучается. Беременность около 16 мес. Детёныш родится длиной 2,1—2, 8 м. К. живёт до 50 лет. Самцы достигают половой зрелости при длине 5,8 м, самки — при длине 4,9 м. К. наносит некоторый ущерб котиковому хозяйству, зверобойному и китобойному промыслу. Даёт жир (до 1 т) и мясо.

Лит.: Томилин А. Г., Китообразные, М., 1957 (Звери СССР и прилежащих стран, т. 9); его же, Дельфины служат человеку, М., 1969; Жизнь животных, т. 6, М., 1971.

А. Г. Томилин.

Кто такой Авенир Григорьевич Томилин (1912—2000) — советский и российский биолог, известный специалист по водным млекопитающим.

Допустили же в написании названия косатка ошибку Георгий Петрович Дементьев и Николай Алексеевич Гладков — орнитологи… вот они как раз птичками и занимаются, и сделали ссылку на то, что название касатка так же имеет косатка. А. Г. Томилин их исправил, нет никакого морского млекопитающего кАсатка, есть КОСАТКА.

Ответить
Анастасия 09.12.2016 - 14:32

Огромное спасибо за такое подробное объяснение. Думаю, спор можно закрывать.

Ответить
Олег 13.07.2016 - 20:48

Если следовать Вашей логике, то целые поколения говорили и писали неправильно, так как подводная лодка по проекту Бубнова называлась КАсатка (уж не в честь ласточки, естественно )))
И я, как офицер-подводник, никогда не назову кита кОсаткой ))) Мне стыдно за такое написание )))
Кстати, БСЭ допускает оба написания слова.
2-е значение слова кАсатка — кит, он же кОсатка. А раз «он же», значит допустимы оба написания.

Ответить
Verent 09.12.2016 - 13:14

БСЭ допускает оба написания слова, так вы говорите о БСЭ 1926 года выпуска где при составлении её допустили в написании названия косатка ошибку Георгий Петрович Дементьев и Николай Алексеевич Гладков — орнитологи… вот они как раз птичками и занимаются, и сделали ссылку на то, что название касатка так же имеет косатка. А. Г. Томилин их исправил, нет никакого морского млекопитающего кАсатка, есть КОСАТКА.Авенир Григорьевич Томилин (1912—2000) — советский и российский биолог, известный специалист по водным млекопитающим. Далее Альфред Брем. Жизнь животных. Москва, Терра, 1992. Косатка. Через «о», в научных статьях пишут «косатка». печатное издание БЭС (Большой энциклопедический словарь), год издания 1991 г., в нем сказано: касатка – деревенская ласточка, птица семейства ласточек, отряда воробьиных; косатка – морское млекопитающее подсемейства дельфинов. Другого варианта написания для морского хищника нет. Есть еще БЭС 1954 года, информация аналогичная. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой говорит, что «касатка» — это деревенская ласточка, а «косатка» — предмет нашего спора.

Ответить
Алексей 20.12.2016 - 05:50

Стыдно за написание слова кОсатка ?! Что за бред ?! А еще офицер-подводник. Стыдно должно быть, за безграмотность =)

Ответить
КомГАГ 07.07.2017 - 03:50

«Мы говорим не штОрмы, а — штормА». Пел В.Высоцкий.
Но, действительно: Мы говорим не МУрманск, а МурмАнск, не ГибралтАр, а ГибрАлтар, не рАпорт, а рапОрт.
И прошу не лезть в наш язык со своими сухопутными самоварами. Лучше похлебайте щей вашими деревенскими, замаскированными под наукообразность, лаптями.
Что ни гражданский — то полный лапоть.

Ответить
прохожий 03.07.2017 - 15:25

СТЫД – это:
эмоциональное осуждение своего поведения;
чувство сильного смущения от сознания предосудительности своего поступка;
эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения;
и т.д. и т.п.

Когда офицер-подводник пишет про стыд не за свой поступок или своё поведение, то возникает вопрос, а он вообще русский язык знает или нет? Быть может он считает, что можно сказать: «Мне стыдно за Вас»? Если это так, то вполне понятно почему развалился СССР. На срочной службе доводилось видеть таких вот «офицеров», что с одной извилиной на голове, да и та от фуражки, и не только на срочной, дослужился до подполковника в отставке.

Интересно, когда «стыдно» за проект типа «Касатка», коли она ласточка, то не «стыдно» ли за проект типа «Барс», он ведь тоже совсем не водное животное, в отличии от названий других проектов Бубнова:))

Ответить
КомГАГ 07.07.2017 - 03:35

Я служил на Камчатке гидроакустиком. Часто слышал крики касаток. Двух мнений быть не может: касатка.

Ответить
Тыц 13.12.2017 - 18:38

Это сама косатка кричала, что она через «а»?))

Ответить
сас 24.07.2016 - 22:54

В советское время — только КАсатка.
Затем размывание языка, появляется КОсатка.
Происходит эволюционное изменения языка.
И ъто не только про КАсатку.

Ответить
Тиана 27.07.2016 - 10:10

У меня есть печатное издание БЭС (Большой энциклопедический словарь), год издания 1991 г., в нем сказано: касатка – деревенская ласточка, птица семейства ласточек, отряда воробьиных; косатка – морское млекопитающее подсемейства дельфинов. Другого варианта написания для морского хищника нет. Есть еще БЭС 1954 года, информация аналогичная. Автор статьи абсолютно права.

Ответить
Николай 14.08.2016 - 20:38

Залез сюда случайно, потому что как раз сейчас смотрю документальный фильм (на английском) про косаток. Вот написал «косаток», а ноутбук это слово подчеркнул и предлагает исправить на «касаток». Пришлось занести в словарь, потому, что «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой говорит, что «касатка» — это деревенская ласточка, а «косатка» — предмет нашего спора. Хотя я тоже всегда считал, что и деревенская ласточка и хищное морское млекопитающее отряда дельфиньих — все они КАСАТКИ, хотя и очень непохожи. Ну и что? А чем похожи коса — деревенское орудие труда, коса — прибрежная полоска земли и девичья коса — способ укладки волос?

Ответить
Виталий 30.09.2016 - 07:15

Во-первых, всегда было (а для меня есть и будет) — кАсатка.
Во-вторых, не «17–20 грамм», а граммОВ. В театре вообще много ошибок.
Пишите правильно.

Ответить
Алексей 20.12.2016 - 05:56

Совместно с числительным только «грамм», отдельно-граммов ! Читайте правильно и учитесь грамоте. Хотя, если для Вас толковый словарь Ожегова и БЭС не указ, тогда да.
Вы скорее всего и «звОните», вместо «звоните» =)))

Ответить
Андрей 07.07.2017 - 10:53

Может-быть Вам грамоте подучиться? 20 грамм-это нововведение, так что в ходу оба варианта.Хотя, о чём спорить-то, сейчас и кофе-оно.

Ответить
Анна 12.06.2019 - 04:11

Сейчас в аэропорту спокойно можно услышать от путешествующих подростков «на табле»… Очень слух режет. Но страшно осознавать, что нормой ввиду широкой распространённости неизбежно становится изначально немыслимый вариант. Хоть в медицине, хоть в живом языке.

Ответить
Анатолий Мозжухин 17.01.2018 - 22:32

Вот спасибо за «граммОВ», меня тоже все время почти бесит эти «100 грамм» или «5 килограмм». И еще мягкий знак не в инфинитиве «купаетЬся». Борюсь тоже, но… увы.

Ответить
иГОРЬ 12.11.2016 - 19:45

УМНИЧКА.СПАСИБО

Ответить
ProvisionalGovernment 05.01.2017 - 06:20

Бля, какие же вы все сука тупые, новое поколение, ебать вас в рот. Пишется — кАсатка, и это правильно. Потому что есть корень кос/кас, в котором чередуется гласная в зависимости от суффикса, идущего после корня. По правилу русского языка, если после корня идет суффикс -а, то в корне буква а. ПрикОснуться, но прикАсаться. И для дебилов про косу: в слове коса последняя буква — это окончание, а не суффикс, поэтому данное правило не работает. Единственное, что вас, идиотов, может спасти — это если есть такой корень «косат» или «косатк». Поскольку даже я в душе не ебу что он может означать, значит автор сего блога тупа (в принципе, это и так ясно по наличию uptolink в коде сайта), а вы все — хуеплеты. Впрочем, о чем я — это же никто не увидит, т.к. автор не только тупа, но и труслива, и не готова опубликовать этот охуенный комментарий на всеобщее обозрение.

Ответить
Вася 31.08.2017 - 02:32

Надо быть каким-то феерическим олигофреном, чтобы не осилить комментарии выше, где есть копипаста из БСЭ и Ожегова

Ответить
JUL 21.12.2018 - 15:09

Согласна, суффиксы особо устрашают.

Ответить
Анна 05.01.2017 - 16:38

Предыдущему комментатору с «глубокими» познаниями в области русского языка и культуры общения: формальный подход к правилам русского языка действует далеко не всегда. Есть понятие «этимология слова» — и в этом плане правило о правописании корня кос- — кас- не действует. Нужно учитывать и современное значение слова, его семантику: предмет и животное — несколько не одно и то же.
«Косатка» — существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка). Корень: -косатк-; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Значение:
зоол. крупное водное морское млекопитающее подсемейства дельфинов (Orcinus orca);
зоол. птица из рода уток (Anas falcata);
зоол. рыба семейства косатковых (Leiocassis).
«Касатка»:
Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -касат-; суффикс: -к; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Омофоны: косатка.
Значение:
орнитол.: птица семейства ласточек отряда воробьиных с крайними рулевыми перьями в виде косиц.

Ответить
sem 07.02.2017 - 12:49

Господа, проставляйте в Ваших блистательных рассуждениях какое образование Вы окончили. Чисто для ржачки. А «косатка» или «касатка» — без комментариев. Как-то неудобно такое не знать.

Ответить
Наталья 11.10.2019 - 18:56

Образование можно только получить. Закончить можно учебное заведение.

Ответить
помощник 04.03.2017 - 02:23

правильно и так и так потому что касатка это ласточка и реки и т.п. а косатка безжалостное существо в воде

Ответить
КРОКОДИЛ 08.03.2017 - 21:22

Спор ни о чём, затеян невеждой и половина участников — невежды. Два объекта — птичка и морское животное, имеют каждый своё название, которые отличаются одной буквой, что подтверждено массой справочной и научной литературы, а также школьными учебниками.

Ответить
GORG 14.03.2017 - 19:50

ProvisionalGovernment, касатик ты мой. Как ты всё толково объяснил. Ай, красава.

Ответить
GORG 14.03.2017 - 19:55

В качестве продолжения: Писать про морское млекопитающее нужно «косатка» хотя бы для того, чтобы не объяснять всем и каждому, что не про ласточку веду речь. Или лучше объяснить?

Ответить
киви 06.05.2017 - 19:18

Ну вот что хотите делайте,я достаточно грамотный человек,но мне слово Косатка все равно хочется написать как Касатка. Может быть,действительно,в советское время было вариант написания через А,если у меня зрительный образ такой сформировался… Теперь точно знаю правильное написание.

Ответить
Юрий 27.05.2017 - 13:47

Спасибо за статью.

Ответить
Натали 12.06.2017 - 02:06

Добрый вечер всем, а вы обратили внимание, что когда у человека не хватает аргументов отстоять свою точку зрения, он просто начинает ругаться матом, что конечно не говорит в его пользу, и почему так сложно принять чью-то точку зрения, кстати ,аргументированную,а не просто отрицать, потому что его это не устраивает.

Ответить
Екатерина 20.06.2017 - 19:52

Всё верно. Не обращайте внимание на троллей, они гадят и будут гадить.А то, что и к Вам залезли — хороший признак :)

Ответить
обязательно 01.07.2017 - 21:34

кароч… писать надоть так, как привык, и нех… тут демагогию разводить.

Ответить
евген 04.07.2017 - 01:37

Касатка (млекопитающее сем. дельфинов)

Каса’тка, водное млекопитающее семейства дельфинов; то же, что косатка .(БСЭ)

Ответить
Элла 04.07.2017 - 16:57

По России-2 сериал детективный идет, называется «Косатка». Вроде как от фамилии главной героини. Простая русская фамилия Косаткина, что ли))) очень раздражает это буква О

Ответить
Денис 06.07.2017 - 04:38

Чушь. Всегда была касатка, но современные умники все переписывают как хотят.

Ответить
Андрей 07.07.2017 - 11:48

Коса́тка «вид ласточки»-от коса́, в связи с наличием у ласточки раздвоенного хвоста, похожего на косички (см. коса́тка); ср.
Соболевский, Лекции 80 и сл.; Бернекер 1, 581; Преобр. I, 365.( Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)

КОСАТКА. см. «касатка»( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова).

О чём спорите? Если ласточку можно называть касатка и косатка, то почему большого дельфина нельзя называть касатка и косатка. Оба варианта верны(я предпочитаю-касатка), в научной литературе-косатка.

Ответить
Ириша 26.07.2017 - 19:52

Хоть кто-то говорит об исторических изменениях)

Ответить
Евгений 08.07.2017 - 00:16

Мне кОсатка режет глаз и слух. Остаюсь при своём мнении.

Ответить
Некосатка 08.07.2017 - 16:14

Косая косатка Косаткина)))

Ответить
Сергей 19.07.2017 - 12:38

40 лет считал что правильно писать кАсатка, во всех научных журналах написание всегда было именно так. Многое меняется и молодежь попросту тупеет…Раньше и йОгурт говорили только на первое ударение, потом решили, что можно и на второе ))) Еще пройдет несколько лет и с десяток тупорылых преподавателей будут говорить неверно какие нибудь слова, а потом попросту скажут, что пишется именно так, как они говорят.

Ответить
Сергей 27.07.2017 - 05:54

«Ну вот что хотите делайте,я достаточно грамотный человек,но мне слово Косатка все равно хочется написать как Касатка. Может быть,действительно,в советское время было вариант написания через А,если у меня зрительный образ такой сформировался… Теперь точно знаю правильное написание.»
Действительно, это так! И в 80-х, я думаю, любая учительница по русскому обязательно подчеркнула бы красным кОсатку. Хотя, действительно, разговор, наверное ни о чем. Т.к. если завтра наши «ученые академики» скажут, что правильно: «бАтербрЭд» и «бутерброд», по аналогу с «кофе» и «йогуртом», то и подобных статей будет больше, со ссылками на издания не только 91-ых, но и на 2017-ых годов… ИМХО

Ответить
Андрей 29.07.2017 - 16:32

Неудобно произносить первый слог с О с переходом во втором слоге на А. Просто неудобно.
Визуально — тоже неудобно. К, А и С — существенно уже, чем О.

В научной литературе — пусть пишут так, как считают нужным.

В обычной жизни удобнее и приятнее для глаза — КАСАТКА.

Сам всегда считал и считаю — через А.

Ответить
Ирина 06.08.2017 - 19:44

Спасибо за отличную и познавательную статью! Меня очень смутило название в Москвариуме «Шоу косаток». Я смотрела видео, как на берегу парень захотел сфотографироваться с большими волнами, неожиданно выплыла косатка и утащила его в море. Навсегда(((

Ответить
Антуан 26.08.2017 - 04:15

Кстати спор про то как писать заЯц или заЕц — на сегодня решен…. утвердили — что писать можно КАК ХОЧЕШЬ, как удобно — оба варианта ПРАВИЛЬНЫЕ — О как!

Ответить
Влад 28.08.2017 - 08:33

кочечно ,же касатка)Пусть «мазуты береговые» и пишут «Ко»,на флоте принято кит-касатка!)
Также как и
«не ветры, а ветра!»)

Ответить
Сергей Каленикин 30.11.2017 - 00:41

О чём спор? Что за глупости? Конечно, КОСАТКА — происходит от слова «коса», которую напоминает высокий спинной плавник самцов. А кАсатка — один из видов ласточек. Есть и слово КАСАТИК — милый, душа моя, сокол ясный, милок, дорогуша, голубчик, дорогой, голуба…
Всем привет, касатики!

Ответить
Анна 31.10.2018 - 23:59

Вот прям огромное спасибо!!!

Ответить
Борис 18.03.2019 - 21:15

Может лучше будет назвать это млекопитающее кУсатка. Чтобы не спорили так яростно.

Ответить
FinnZ 20.03.2019 - 15:47

«Касатик» . Вот уже и ботаника пошла.

Ответить
я 01.07.2019 - 10:10

На что только не идут, чтобы опорочить советское прошлое. Уже и теорию с плавником сочинили. Касатка, это не самостоятельное слово. Есть кит-касатка, есть дельфин-касатка, а есть и ласточка-касатка. Еще есть косатка — утка.

Ответить
Александр 15.07.2019 - 20:54

А можно ещё поругаться за (к/г)алоши или подраться за матра(ц/с)ы, ну или т(у/о)ннели. :) А если по делу, то я видел вживую и тех и других, и вполне можно было зоологу, описывающему данного дельфина впервые, назвать его КАСАТКОЙ ввиду бесспорного их сходства, в той мере в какой могут быть похожи птица с дельфином, разумеется. А спустя годы или года, кому как нравиться, могла прийти форма КОСАТКА раз уж кому-то спинной плавник напомнил косу. Но это просто моё мнение.

Ответить

Оставьте своё мнение!